Как определить целевую аудиторию
- Агентства недвижимости
- Адвокаты
- Аутсорсинговые компании
- Банки
- Благотворительные фонды
- Бухгалтерские фирмы
- Веб-студии
- Инвестиционные компании
- ИТ-компании
- Кадровые агентства
- Консалтинговые компании
- Курьерские службы
- Лизинговые компании
- Микрофинансовые организации
- Нотариус
- Оценочные компании
- Рекламные агентства
- Страховые компании
- Типографии
- Финансовые компании
- Центры сертификации
- Юридические компании
Целевая аудитория - клиенты с похожими чертами, которые могут купить предложенный продукт или повлиять на потенциальных покупателей. Представителей группы объединяют общие признаки, мотивация к покупке, отношение к товару. Увеличить прибыль и снизить маркетинговые расходы поможет грамотный выбор целевой аудитории (примером ЦА для магазина развивающих игрушек будут матери дошкольников).
Виды целевой аудитории
Виды целевых групп:
- Первичная (основная).
Непосредственно влияет на прибыль. Люди, которые приобретают товары или услуги. Для серии книг в жанре фэнтези первичная аудитория - покупатели, которым нравятся сюжет и герои произведения. - Вторичная (косвенная).
Способствует появлению первичной. Люди, которые влияют на решение о покупке. Для книжного бизнеса вторичная аудитория - организаторы презентаций, издатели, менеджеры магазинов, литературные критики, СМИ.
По охвату рынка ЦА делят:
- На широкую.
Например, это читатели, которым нравится фэнтези. - На узкую.
Это фанаты одного писателя.
Для каждой группы формируют посылы и выбирают каналы коммуникации.
Составление портрета клиента
Портрет (аватар, профиль) клиента - характеристика типичного представителя целевой группы.
Портрет покупателя составляют для того, чтобы определить, какую проблему решает продукт, и подобрать маркетинговые средства (рассылка, баннеры, блог, телевидение).
При составлении профиля учитывают такие характеристики:
- Демографические. Пол, возраст, семейное положение.
- Социальные. Образование, работа, доход.
- Психологические. Образ жизни, проблемы, ценности, желания.
- Поведенческие. Мотивация и ожидаемые чувства при покупке, возможные возражения.
Грамотно составленный портрет целевой аудитории:
- сократит на месяцы или недели время продвижения и развития бизнеса;
- повысит результативность рекламы;
- позволит оптимизировать ассортимент.
Определение целевой аудитории поэтапно
Чтобы сузить круг возможных потребителей и узнать характеристики ЦА, аудиторию оценивают по следующим критериям:
- Количественный. Кому интересно предложение и достаточно ли этих людей для получения прибыли.
- Качественный. Есть ли у потенциальных покупателей ресурсы (деньги, связи, лайки).
Пошаговое определение таргет-группы:
- Анализ товара или услуги. Выделяют сильные стороны продаваемого продукта, проблемы, которые решает покупка, сравнивают с конкурентами.
- Анализ целевой аудитории. В традиционной торговле используют опросы, анкетирование, интервью, статистику. В интернет-маркетинге обрабатывают данные лог-анализатора сервера, счетчика посещений, регистрационной формы сайта.
- Формирование портрета клиента. Определяют необходимость покупки, причины выбора, возражения, ожидания при получении товара или услуги.
- Маркетинг. Описание цели маркетинговых действий. Выбор средств и каналов коммуникации, направленных на таргет-группу (контент, коммерческое предложение, реклама).
Примеры качественного и неудачного составления ЦА
Ошибки при выборе ЦА:
- Широкая целевая группа. Плохо: магазин для всех, кто любит чай. Хорошо: магазин лекарственного чая из трав.
- Неоднозначная или неполная характеристика. Плохо: молодые люди с активной гражданской позицией. Хорошо: студенты 17-23 лет, изучающие социологию.
- Разовое составление портрета клиента. На продажи влияют экономическая и политическая ситуации, мода, сезонность, появление конкурентов. Следует периодически обновлять информацию о целевой группе.
Пример ЦА интернет-магазина молодежной одежды:
Хорошо |
Плохо |
Александр. 20 лет. Живет в мегаполисе. Студент. Не женат. Подрабатывает фотографом. Занимается спортом, увлекается туризмом. Предпочитает удобную одежду, следит за модными трендами. Хочет выглядеть стильно, т. к. проводит много времени в публичных местах. |
Молодой человек с активной жизненной позицией. Ведет здоровый образ жизни, предпочитает масс-маркет. |
Можете смело писать нам в любую из форм обратной связи. Мы поможем вам найти Вашу целевую аудиторию (ЦА). Продвинем ваше УТП / Офер сразу на многотысячную аудиторию и передадим вам самые теплые, целевые и заинтересованные заявки (и это не просто фигура речи). Работаем онлайн в Санкт-Петербурге и по всей стране. С уважением, Дюлюков Дмитрий.